Пластилин-ка
«Пластилин-ка» (3-4 года)
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная. (скачать Программу)
Актуальность. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемам пластилинографии, доступность в восприятии детьми всех разделов программы, за счет элементарности построения занятия, смена видов деятельности обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты стимулируют желание заниматься определённым видом деятельности в течении продолжительного времени. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов, направленных на эффективное освоение навыков включающих выполнение тонких координированных движений руки дошкольников.
Адресат программы: дополнительная программа «Пластилин-ка» рассчитана на работу с детьми от 3 до 4 лет, проявляющих интерес и склонность к художественно-творческой деятельности. Дети с 3 до 4 лет отличаются повышенной способностью к обучению. Этот идеальным возраст для приобретения новых навыков и информации. У детей начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок может находить взаимосвязь между предметами, основываясь на практические действия, делать несложные выводы. Проявляет интерес к познанию окружающего мира. Радуется новым умениям и полученным знаниям. Ребёнок способен замечать детали, изображает предметы в примитивном виде. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.
Объем Программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период реализации Программы, составляет 34 часа.
Режим занятия: занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Продолжительность занятия 15 минут.
Основной формой организации детской деятельности является групповая работа и индивидуальная работа, как преобладающая при выявлении одаренности ребенка.
Виды занятий: тематические, игровые, практические. Помимо этого в ходе реализации Программы используются также: творческие задания, фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, сюжетная подача материала, выставки.
Срок освоения Программы: 34 недели, 8 месяцев.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи программы:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Преподаватель: Тимофеева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ «Д/с №11». Стаж работы 19 лет.