Детский фитнес
«Детский фитнес» (3-6 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа «Детский фитнес» имеет физкультурно – спортивную направленность. (скачать Программу)
Актуальность программы «Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в двадцать первом веке». [1] В настоящее время ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (А. А Сметанкин, В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков), психологии (О. С. Осадчук, Д. В. Лютин, О. А. Садчикова), экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарников и др.) занимаются проблемой формирования здорового образа жизни. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. [5]
Главной ценностью для человека является здоровье. Дошкольный возраст в развитие ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того как организованно воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние десять лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения. За этот период количество детей с хронической патологией увеличилось. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Поэтому, мы, пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к деятельности по физической культуре, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Советский и российский педиатр, академик РАМН (Российская академия медицинских наук) М.Я. Студеникин считал, что «правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей.» [10] Поэтому физическое воспитание в нашем детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников нашего ДОУ является актуальной. Поэтому в детском саду необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а также мотивации активного отношения к своему здоровью. Таким образом, решению проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья, в развитие физической активности воспитанников может способствовать реализация дополнительной услуги «Детский фитнес» в практике дошкольного учреждения.
Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных направлений по физическому воспитанию. Популярность современной системы оздоровительных тренировок «Фитнес» (fitness) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их.
Фи́тнес (англ. fitness, от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая подготовленность организма человека. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики, стретчинга, фитбола, йоги и др. Как правило, для детей используется игровая форма обучения – это помогает ребятам полностью расслабиться и заниматься с удовольствием. Бесспорное достоинство детского фитнеса состоит в том, что детский фитнес не имеет четко определенной программы упражнений. Скорее, детский фитнес можно назвать сочетанием «блоков» из общеукрепляющих упражнений, которые включают в себя упражнения для осанки, упражнения со скакалкой, с мячами, с обручами и нестандартным оборудованием. Все занятия с детьми проводятся в игровой форме.
Новизна использования дополнительной общеобразовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Отличительными особенностями программы «Фитнес» являются:
1. Учебно-тематическое планирование выполнено блочно-циклическим способом.
2. В программе применена комбинация методик детского фитнеса:
-
игровой стрейтчинг – направлен на активизацию защитных сил, развитие и освобождение творческих и оздоровительных возможностей организма. Стрейчинг включает в себя динамические и статические нагрузки. Упражнения детям даются в игровой форме, чтоб детям не было скучно;
-
фитбол – гимнастика - сочетание ритмических движений на фитболах с музыкой, развивает опорно – двигательный аппарат детей;
-
йога – одно из направлений йоги, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние. Если ребёнок неусидчив, гиперактивен, йога поможет быть сдержанным;
-
этно путешествия, занятия построены в игровой – сюжетной форме, основанные на путешествиях по разным уголкам нашей планеты с изучением элементов национальных народных танцев и танцевальных направлений;
-
подвижные игры, конкурсы, эстафеты с разнообразным оборудованием; Создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом занятии;
-
программа рассчитана на детей младшего и старшего дошкольного возраста (3-6 лет), не имеющих противопоказаний к занятиям физкультурой, испытывающие острую потребность в движении. Чей двигательный опыт детей недостаточно разнообразный, заметно снижены физические качества и двигательные навыки (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость), столь необходимые при выполнении большинства движений.
Объём Программы: общее количество часов, запланированных на весь период реализации Программы, составляет 61 час.
Режим занятий: 2 раз в неделю продолжительностью от 20 до 30 минут. Организуется «Детский фитнес» во второй половине дня.
Форма организации: групповая. Для успешного освоения программы образовательная деятельность организуется по группам с численностью детей не более 20 человек.
Виды занятий: тематические, игровые.
Срок освоения программы: 31 учебная неделя, 8 месяцев с октября по май месяц.
Целью реализации дополнительной общеобразовательной программы «Детский фитнес» является повышение уровня физической подготовленности детей и укрепление их здоровья.
В соответствии с этой целью поставлены задачи:
- Оптимизировать рост и развитие опорно – двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- Развить физические качества и двигательные навыки (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость);
- Повышать интерес к физкультурным занятиям.
Преподаватель: Головачева Елена Сергеевна, инструктор по физической культуре МДОУ «Д/с №11». Стаж работы 18 лет.