Читайка
«Читайка» (5-7 лет)
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Читайка»: социально-педагогическая. (скачать Программу)
Актуальность: дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы.
Новизна предложенной программы в том, что она развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом.
Отличительная особенность. Программа ориентирована на детей 5-7 лет и предполагает обучение послоговому чтению в игровой форме с использованием элементов методики Жуковой Н.С.. Программа способствует закреплению у детей уже полученных представлений об окружающем мире, получению новых знаний о звуках, словах, предложениях. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза
Адресат программы: дополнительная общеобразовательная программа «Читайка» рассчитана для детей от 5 до 7 лет без предъявления требований к умению читать.
Объем Программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период реализации Программы, составляет 66 часов.
Режим занятий: проведение занятий по дополнительной общеобразовательной программе планируется 8 раз в месяц (2 раза в неделю), продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.
Форма организации: групповая.
Виды занятий: классические, тематические, игровые.
Срок освоения Программы: 33 недели, 8 месяцев.
Цель программы: обучение детей чтению.
Задачи программы:
- Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
- Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
- Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.
- Формировать устную речь детей. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
Преподаватель: Красикова Юлия Олеговна, воспитатель МДОУ «Д/с №11». Стаж работы 13 лет.